Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хольбейн ханс младший

Энциклопедический словарь

Хо́льбейн Ханс Младший - Гольбейн (Holbein) (1497/1498 - 1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Точным, чётким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мёртвый Христос», 1521; «Моретт», около 1534-35).

* * *

ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший - ХО́ЛЬБЕЙН (Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график. Представитель Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35).

* * *

ХО́ЛЬБЕЙН (Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (ок. 1497-98, Аугсбург - между 7 октября и 29 ноября 1543, Лондон), немецкий художник, выдающийся портретист и график, один из крупнейших мастеров немецкого Возрождения.

Канва жизни

Родился в семье известного живописца Ханса Хольбейна, называемого Старшим (около 1465-1524). В 1515-26 работал в Базеле, где сблизился с местными учеными-гуманистами, в том числе с Эразмом Роттердамским (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ), который рекомендовал его своему другу Т. Мору (см. МОР Томас), советнику английского короля Генриха VIII (см. ГЕНРИХ VIII Тюдор), и в 1526 молодой художник отправился в Лондон. В 1528 вернулся в Базель. С 1532 он снова в Лондоне, где в 1536 стал придворным художником Генриха VIII.

Графика

В работах Хольбейна-отца позднеготическая традиция соседствовала с пристальным вниманием к натуре (остался ряд портретов его работы, а также около 150 портретных рисунков); любовь к скрупулезной работе с натуры он привил и сыну, будучи его учителем. Большое значение для обоих имел и опыт нового нидерландского искусства с его поэтическим натурализмом.

Хольбейн-сын был весьма разносторонним мастером - он создавал алтарные картины, декоративные росписи, делал эскизы для витражей и ювелирных изделий. Но самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков «Пляска смерти» (около 1525). Являясь в виде ожившего скелета к представителям разных сословий, смерть предстает здесь - в духе философии гуманизма - как праведный судия, всем воздающий по заслугам; в серии преобладает не зловещий гротеск, но чувство естественного круговращения жизни, чему способствует и тончайшее мастерство, в равной мере чуткое и к острой детали, и к общему ритму, неодолимо-закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти.

Среди лучших работ Хольбейна-рисовальщика - серия иллюстраций к Библии (1528-32; обе серии, переведенные в гравюру на дереве Х. Лютцельбургером, были изданы в 1538 в Лионе).

Алтарные композиции и портреты

К шедеврам искусства Возрождения принадлежат также лучшие алтарные картины Хольбейна Младшего - «Христос в гробовой нише» (или так называемый «Мертвый Христос»,1521, Публичное художественное собрание, Базель) и «Мадонна бургомистра Майера» (1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт). В первой, где всецело доминирует мотив смертного оцепенения и загробного мрака, поражает идея всевластия Природы, вовлекшей в свой круговорот даже Богочеловека (картина произвела шоковое впечатление на Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) , засвидетельствованное в его романе «Идиот»). Вторая, напротив, празднична и мажорна, ясным, умиротворенным строем своим сближается с алтарной живописью итальянского Ренессанса.

Но все же в историю мирового искусства Хольбейн Младший вошел в первую очередь как гениальный портретист [«Эразм Роттердамский» (1523, Лувр; другой вариант - 1528-32, Публичное художественное собрание, Базель), «Никлас Кратцер» (1528, Лувр), «Семья художника» (1528-29, Публичное художественное собрание, Базель), «Георг Гисе» (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Французские послы Жан де Дентвилль и Жорж де Сельв» (1533, Национальная галерея, Лондон), «Шарль де Солье, сир де Моретт» (1535, Картинная галерея, Дрезден), «Королева Джейн Сеймур» (1536, Художественно-исторический музей, Вена), «Генрих VIII» (1539-40, Национальная галерея, Рим)].

По мере того, как королевский художник вытесняет в Хольбейне бюргера, горожанина, его образы становятся все более торжественными и репрезентативными, однако возвышенный идеал, гуманистический или придворный, всегда неразрывно связан у него с естественностью характера, повадки, быта, выраженной с детальной точностью. В этих произведениях, сочетающих четкую, обобщенную строгость рисунка и замысла с изысканной разработкой фактуры одежд, украшений, предметных деталей, мастер наиболее классичен и гармонически ясен. Поэтому его творчество порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ).

Энциклопедия Кольера

ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший (Holbein, Hans)

(1497-1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве. Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации. Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи. После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада. Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого. Такой подход к работе с моделью проявился уже в ранних портретах базельских интеллектуалов. В Портрете Бонифация Амербаха (1519, Базель, Публичное художественное собрание) изображен друг и последователь Эразма Роттердамского, профессор права Базельского университета. Дух благородной сдержанности характерен и для Портрета Эразма Роттердамского (1523-1524, Париж, Лувр). Знаменитый ученый представлен сидящим за пюпитром и погруженным в размышления. Кисти Гольбейна принадлежит еще несколько портретов Эразма. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. В некоторых портретах Гольбейн раскрыл образ, оперируя не только традиционными средствами, но и с помощью большого числа красноречивых деталей, размещенных по всему полю картины. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин - Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Гольдбейн пошел еще дальше в использовании атрибутов для характеристики модели в замечательной картине Французские послы (1533, Лондон, Национальная галерея). Два богато одетых человека изображены перед высоким столом, загроможденным множеством предметов, намекающих на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещенный на переднем плане. Если смотреть на него слева, с близкого расстояния, видно, что это череп.

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. ПОРТРЕТ ГЕОРГА ГИСЦЕ

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. ПОРТРЕТ ГЕОРГА ГИСЦЕ

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. АННА КЛЕВСКАЯ

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. АННА КЛЕВСКАЯ

Гольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью; все формы здесь уплощены и сведены к узору. После смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). В этом изображении сочетаются несколько уплощенная, напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и нежность. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539-1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Среди других значительных работ Гольбейна - Лаис Коринфская (1526, Базель, Публичное художественное собрание; здесь в образе знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена Магдалена Оффенбург); глубоко личный и камерный по своему характеру портрет жены и детей, написанный по возвращении в Базель в 1528; Мадонна бургомистра Мейера (ок. 1528, Дармштадт, Дворцовый музей) - алтарный образ с изображением Мадонны и базельского бургомистра с семьей у ее ног. Среди картин на религиозные сюжеты следует отметить такие произведения, как Мертвый Христос (1521, Базель, Публичное художественное собрание) и пять композиций Страсти Христовы (1524, там же). Первая из них, являющаяся, возможно, частью утраченного алтаря, потрясает изображением застывшего, высохшего тела Христа. В 1524-1526 Гольбейн создал серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.

ЛИТЕРАТУРА

Немилов А. Г.Гольбейн Младший [[Альбом]]. М. - Л., 1962 Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972

Полезные сервисы